Библиотековедение. Ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов (340ч)
- Вид программы: Профессиональная переподготовка
- Квалификация: Специалист по информационным ресурсам
- Формат обучения: дистанционно*
- Продолжительность обучения:
12 недель (3 мес.)
Библиотекарь работает над формированием и пополнением фонда библиотеки — школьной или публичной. Проводит занятия, прививающие любовь к чтению, по краеведению. Может обучать поиску информации в общедоступных источниках, оценке ее актуальности и достоверности. Организует в библиотеке различные тематические дискуссии, встречи, выставки.
Требуется высшее или среднее профессиональное образование в области «Образование и педагогика», либо высшее или среднее профессиональное образование с профессиональной переподготовкой в области педагогики и образования, культуры и искусства, библиотечного дела.
Заработная плата библиотекаря различается в зависимости от региона. Минимальная оплата — 12 130 рублей, максимальная — 63 000 рублей при должности главного библиотекаря. Школьный библиотекарь зарабатывает до 30 000 рублей. Библиотекарь в частной школе до 40 000 рублей.
Перспективы и трудоустройство
Второй диплом – переподготовка на специалиста по информационным ресурсам — позволит расширить круг обязанностей и заработную плату. С образованием по программе «Библиотековедение. Ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов» можно работать в школьной или публичной библиотеке. Базовое педагогическое образование поможет выходить за рамки основных обязанностей и выполнять интересную работу, например организовывать тематические встречи и клубы на базе библиотеки для школьников.
Места трудоустройства
- библиотека высшего или средне-специального профессионального учебного заведения;
- школьные библиотеки;
- публичные библиотеки;
- информационная служба библиотек.
Перспективные должности
- педагог-библиотекарь;
- специалист по информационным ресурсам (администратор сайта библиотеки);
- библиотекарь в отдел информационных ресурсов;
- библиотекарь-архивист;
- комплектатор;
- сотрудник отдела обслуживания читателей.
Чему вы научитесь
- Работать с библиотечным фондом — следить за актуальностью фонда, пополнять новинками, работать с каталогом библиотеки
- Оформлять выставки наиболее популярных книг, тематические выкладки
- Проводить досуговые мероприятия — клубы по обсуждению прочитанного, выставки местных представителей искусства (живопись, графика, народные промыслы)
- Проводить занятия со школьниками разного возраста. Подростков привлекать к созданию библиотечного бюллетеня или школьной газеты, к наполнению и администрированию сайта. Для детей младшего школьного возраста проводить игры и викторины на знание персонажей, сюжетов книг
- Работать с нормативно-правовой базой библиотеки и документооборотом
- Понимать основы педагогики и психологии
- Профессионально разбираться в художественной литературе.
- Взаимодействовать с другими библиотеками
Профессиональные навыки
- Ведение документооборота библиотечно-информационного учреждения
- Организация социально-культурной деятельности
- Менеджмент и маркетинг библиотечно-информационной деятельности
- Анализ деятельности библиотеки
- Библиотечно-педагогическая работа в области воспитания средствами литературы и чтения
- Нормативно-правовая база и документооборот библиотечно-информационного учреждения
- Библиотечная психология и педагогика
- Литературоведение
- Библиотековедение и библиографоведение
- Технологическая и информационно-аналитическая деятельность в библиотеке
- Информационно-коммуникативная технология библиотечной среды
- Итоговая аттестация
Применение результатов обучения
- Вы готовы к выполнению обязанностей специалиста по информационным ресурсам, способны управлять библиотечно-библиографическими процессами.
- Вы умеете организовывать работу электронных информационных ресурсов (ЭБС, электронного фонда, каталога, библиографических описаний, базы данных читателей), управлять работой веб-сайта библиотеки.
- Вы понимаете суть новых форм деятельности библиотечного учреждения на современном этапе.
Основным направлением деятельности выпускника программы является управление информационными ресурсами в библиотековедении и библиографии. Подавляющее большинство библиотек переходят на новые формы обслуживания читателей, внедряя информационные технологии. Задача заключается в том, чтобы максимально компьютеризировать процесс поиска библиотечной информации и предоставлять услуги в электронном виде. Для этого и создаются электронные информационные ресурсы библиотеки.
Слушатели данной программы могут устроиться специалистами по информационным ресурсам в библиографические, информационные отделы библиотечных учреждений.
Все обучение, включая итоговую аттестацию, проходит на удобной платформе дистанционного образования. Ни на одном этапе не нужно приезжать в учебный центр.
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону. Объекты интеллектуальной собственности задепонированы, имеется охранный документ.
п/п
- Профессия библиотекарь и правовое поле библиотечной деятельности.
- Перечень документов, регламентирующих деятельность библиотек. ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Стандарты в области библиотечно-информационной деятельности.
- Документоведение и документооборот библиотеки.
- Автоматизация документооборота в библиотеках. Электронный архив в системе электронного документооборота. Основные принципы электронного документооборота.
- Стандарт деятельности публичной библиотеки и нормы фондоведения. Обеспечение сохранности фонда.
Практикум: Анализ-описание профессионального периодического издания и статьи в периодическом издании по предложенной схеме.
Общее количество практических занятий: 3
- Библиотечная психология в структуре библиотечной теории и практики. Психологические основы библиотечной деятельности.
- Общая психология чтения и его воздействия на духовную жизнь общества. Психологические основы восприятия книги читателем.
- Психология общения в библиотеке. Общение библиотекаря с читателем. Психология малой группы.
- Библиотечная риторика. Приемы привлечения внимания аудитории. Профессиональный такт. Речь и облик библиотекаря.
- Библиотечная педагогика. Возможности и средства библиотерапии. Библиотечная этика. Специфика работы библиотекаря с различными категориями читателей.
Практикум: Описание специфики библиотерапии с детьми младшего возраста. Составление примерного списка книг для читателей 7-9 лет, имеющих нарушения эмоциональной сферы. Описание специфики библиотерапии с пенсионерами. Составление плана индивидуальной терапии для женщины, только что вышедшей на пенсию.
Общее количество практических занятий: 3
- Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Литературоведческие школы.
- Вспомогательные литературоведческие дисциплины: историография, библиография, текстология, палеография, атрибуция авторства, библиотековедение, музееведение и пр.
- Художественное произведение в свете видовых, родовых и жанровых особенностей.
- Литературно-художественное произведение как целое. Принципы анализа литературно-художественного произведения. Анализ произведения в аспекте рода и жанра. Изучение контекста.
Практикум: Литературоведческий анализ трех художественных произведений разных родов (по выбору обучающегося).
Общее количество практических занятий: 3
- Библиотековедение как научная дисциплина документно-коммуникационного цикла.
- Библиотековедение и общенаучные дисциплины.
- Библиография как общественное явление. Библиографоведение как наука. Видовая классификация библиографоведения. Основы библиографической деятельности.
- Типология библиотек. Социальные функции библиотеки. Многофункциональность библиотечной деятельности. Библиотекарь новой формации.
- Каталогизация в библиотечном деле. Виды библиотечных каталогов. Организация, развитие и совершенствование системы каталогов и картотек.
Практикум: Демонстрация в качестве примера различных видов справок, используемых в библиографии.
Общее количество практических занятий: 3
- Библиотечная технология. Реализация услуги МБА в библиотеке-заказчице. Технологический процесс выставки новых поступлений. Технологический процесс обслуживания. Технологический процесс выдачи документов, варианты. Предварительные и текущие процедуры анализа библиотечного обслуживания.
- Нормирование труда в библиотеке. Виды наблюдения за выполнением работы в библиотеке.
- Аудит, консалтинг и технологическая документация в библиотеке.
- Информационно-аналитический компонент диагностики работы библиотек. Аналитическая деятельность библиографа. Практика организации информационно-аналитической работы в библиотеке.
Практикум: Создание самофотографии рабочего времени библиотекаря (1 рабочий день).
Общее количество практических занятий: 3
- Информационные технологии в библиотеках. Развитие библиотечных автоматизированных систем, библиотечных каталогов, библиографических баз данных. Понятие электронных библиотек, их зарождение.
- Библиотека как элемент информационного пространства. Роль информации в работе библиотек. Обеспечение доступа читателям ко всем видам носителей, в том числе и электронным. Справочно-правовые системы. Портал государственных услуг. Формы использования информационных технологий. Сайт библиотеки. Проблемы автоматизации библиотек. Электронная доставка документов. Инновационная роль библиотек в формировании информационной культуры населения.
- Работа библиотек в интернет-пространстве. Использование Интернета в библиотеках. Формирование фондов библиотеки с помощью интернет-ресурсов.
- Автоматизированные библиотечные информационные системы. ИРБИС – система автоматизации библиотек.
- Особенности работы учреждения в социальных сетях.
- Создание буктрейлера. Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Виды буктрейлеров по способу визуального воплощения текста, по содержанию. Способы создания буктрейлера. Основные этапы работы по созданию буктрейлера. Программы для монтажа буктрейлера.
Практикум: Анализ информации по одному из направлений: по созданию сайта библиотеки, по работе библиотеки в интернете и в социальных сетях, по развитию информационно-коммуникативного пространства библиотечной среды.
Общее количество практических занятий: 3
№ п/п | Наименование дисциплин | Общая трудоемкость, в акад. час. | Работа обучающегося в СДО, в акад. час. | Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З) | |
Лекции | Практи-ческие занятия и тести-рование | ||||
1. | Нормативно-правовая база и документооборот библиотечно-информационного учреждения | 56 | 28 | 28 | З |
2. | Библиотечная психология и педагогика | 56 | 28 | 28 | ДЗ |
3. | Литературоведение | 56 | 28 | 28 | З |
4. | Библиотековедение и библиографоведение | 56 | 28 | 28 | ДЗ |
5. | Технологическая и информационно-аналитическая деятельность в библиотеке | 56 | 28 | 28 | ДЗ |
6. | Информационно-коммуникативная технология библиотечной среды | 56 | 28 | 28 | З |
Итоговая аттестация | 4 | Итоговый междисциплинарный экзамен | |||
ИТОГО | 340 |
- Документ имеет юридическую силу в государственных и частных компаниях на территории иностранных государств** и России.
- Сведения о документе вносятся в ФИС ФРДО в течение 60-и дней с даты выдачи документа. Инструкция
- Диплом отправляем бесплатно «Почтой России» в течение 14-и рабочих дней после успешного завершения обучения.
Сведения о документах о квалификации (об удостоверениях о повышении квалификации, дипломах о профессиональной переподготовке) вносятся в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО) в течение 60-и дней с даты выдачи соответствующего документа.
Сведения о выданных свидетельствах о профессии рабочего или о должности служащего вносятся в течение 3 рабочих дней.
Дополнительно Вы можете получить сертификат компетенций
C перечнем освоенных трудовых функций, соответствующих профессиональному стандарту. Предоставьте этот сертификат руководителю (работодателю), подтвердите соответствующие профессиональному стандарту компетенции! Сертификат может учитываться в процессе аттестации.
Срок действия: бессрочная
Регистрационный номер лицензии: № Л035-01298-77/00180468
Дата предоставления лицензии: 30 декабря 2020 г.
Скачать выписку из реестра лицензий: Скачать
Самостоятельно проверить лицензию в реестре Рособрнадзора: islod.obrnadzor.gov.ru/rlic
ОГРН: 1157700006683
ИНН организации: 7724318601
Зовут меня Альбина. Вид программы: Профессиональная переподготовка. Направление: Библиотековедение. Ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов (340ч) Квалификации: Специалист по информационным ресурсам. Формат обучения: дистанционно. Продолжительность обучения: 12 недель (3 мес.). В июне закончила «Национальный социально-педагогический колледж» (НСПК) в г. Пермь по специальности: Преподавание в начальных классах, при поступлении в который предполагалась дополнительно профессиональная переподготовка по любому направлению. Я выбрала Библиотековедение. Преимущества дистанционного обучения: можно получить специальность любую в любой точке мира; возможность учиться в своём темпе; развитие навыка самообразования… Спасибо администрации, преподавателям за организацию и сопровождение учебного процесса.
Все понравилось, очень удобно и понятно было в обучении.
Для поступления вам нужно прислать паспортные данные и удаленно заключить договор.
Гражданам Российской Федерации потребуются:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность или гражданство;
- Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- Диплом о среднем профессиональном образовании;
- Электронный Сертификат на программу ДПО;
- Документ, подтверждающий факт изменения фамилии, имени или отчества (при необходимости) (фотография или скан-копия).
Профпереподготовка – это способ быстро освоить новую профессию и получить новые практические навыки и умения. Такие курсы учитывают требования к профессии и уже имеющиеся у Слушателя компетенции. Обучение позволяет сформировать конкретные навыки и компетенции, предназначенные для работы по новому профилю. По итогам обучающемуся вручается диплом о профессиональной переподготовке.
Продолжительность обучения регулируется Федеральным законом «Об образовании» N 273-ФЗ и составляет:
- для профпереподготовки минимум 250 ч.
Только компьютер или смартфон, подключенный к интернету. Также понадобится офисный программный пакет. Слушатель курсов должен иметь базовые навыки компьютерной грамотности.
Учебный процесс прекращается после подачи соответствующего заявления и расторжения договора с образовательным учреждением. Если вы уже начали процесс обучения, но не завершили его, может быть выдана справка из образовательного учреждения.
Диплом о профпереподготовке, если учились по программе свыше 250 ч.
Выпускникам программ дополнительного профессионального образования вручается диплом или удостоверение установленного организацией образца. Возможность выдачи образовательной организацией документов установленного образца регламентирована приказом Минобрнауки РФ №499 (от 01.07.2013).
Нет, это не предусмотрено законом. Форма обучения (заочная с применением дистанционных образовательных технологий) прописывается только в вашем договоре с АНО «НИИДПО».
Документ подготавливается в течение 10 рабочих дней. Обучающийся может получить документы по почте, срок доставки в течение 5-7 дней, в зависимости от удаленности вашего региона. Документы доставят в почтовое отделение по адресу, которое Вы указывали при поступлении.
Нет, итоговая аттестация выполняется в дистанционном* режиме. Документ о квалификации высылается по почте.
Да, документы оформляются на бланках с защитой от подделок, заполняются на русском языке, в них ставится печать АНО «НИИДПО».
Согласно закону, дипломы о профпереподготовке могут быть оформлены в порядке, установленном образовательным учреждением (пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП). Образцы квалификационных документов размещены на сайте нашей образовательной организации.
Да, выданный АНО «НИИДПО» диплом предоставляет вам право на ведение профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
- Подбор программ под ваши цели и задачи
- Адаптация содержания и названия квалификации
- Скидки от 3% для группы от 3 человек

2 356% до 30.04.2025
Рассрочка 0% на 5 месяцев
Первый платеж 5000 руб.